Понятие менеджмента
Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.
Менеджмент можно рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др.; как вид профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов.
Глобальная цель менеджмента — это достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации. Менеджмент имеет общие и специфические цели. Под общими целями понимают концепцию развития организации в целом. Они ориентированы на длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Важными целями менеджмента являются выживание организации и сохранение ею своего места на рынке в течение длительного времени.
Задачи менеджмента включают:
эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
привлечение работников, имеющих высокую квалификацию;
эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
формирование стратегии развития организации и ее реализацию;
организацию контроля за эффективностью деятельности организации.
Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации. Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т.д.
Принципы менеджмента лежат в основе системы управления организацией. В их состав входят:
сочетание научности и творчества, специализации и универсальности;
целенаправленность;
последовательность;
непрерывность;
взаимодействие централизованного руководства и самоуправления;
концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников;
обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы;
состязательность участников управления;
предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.