Моделирование распределения управленческих работ в структуре аппарата управления организации
В целях рационального распределения функциональных обязанностей в аппарате управления организации и создания условий повышения эффективности управленческого труда рекомендуется использовать модель матричного классификатора, которая широко и успешно применяется за рубежом в средних и крупных компаниях.
Модель матричного классификатора представляет собой таблицу, в которой по вертикали приведены сгруппированные управленческие работы по функциям, а по горизонтали – должностные лица (руководитель и его заместители), наименования отделов и служб аппарата и структурных подразделений организации. На пересечении столбцов и строк показываются с помощью условных обозначений виды участия должностных лиц, отделов и служб и структурных подразделений в выполнении управленческих работ по функциям.
Для обозначения характера трудового участия должностных лиц и подразделений при осуществлении своих функциональных обязанностей применяются следующие условные обозначения:
Р – принятие решения (утверждение, подписание документа, устное распоряжение);
П – подготовка решения (комплексная разработка решения, составление документа, мероприятия разрабатываются самостоятельно и с привлечением других лиц);
У – участие в подготовке решения (решение частных вопросов, подготовка информации, консультирование);
С – согласование решения (согласование документа);
И – реализация решения;
К – контроль за исполнением решения (мероприятия, плана, документа);
О – обмен информацией, информирование руководства;
А – персональная ответственность.
При разработке матричного классификатора следует руководствоваться следующими положениями:
– выполнение управленческих работ должно предусматривать четкую определенность и по возможности автономность сферы деятельности и компетенции каждого отдела (службы) и должностного лица;
– характер распределения управленческих работ и виды трудового участия отделов (служб) в их выполнении должны предусматривать комплексность и законченность решения стоящих перед ними задач; подразделения аппарата должны нести персональную ответственность за комплексное выполнение возложенных на них функциональных обязанностей при участии в данных обязанностях других подразделений;
– распределение управленческих работ должно отвечать требованиям ограничения дублирования работ, создания условий концентрации однородных работ в одном подразделении и повышения качества принимаемых решений;
– распределение управленческих работ производится с учетом наличия и возможности сбора в подразделении достаточной и необходимой информации для подготовки и принятия управленческих решений;
– при формировании содержания работ в отделах (службах) необходимо проводить их специализацию, выявлять рациональное соотношение централизации и децентрализации в подготовке управленческих решений, объемов полномочий и ответственности;
– классификатор функциональных обязанностей утверждается руководством организации и доводится до исполнителя.
Утвержденный классификатор функциональных обязанностей подразделений аппарата управления является обязательным документом, регламентирующим и координирующим работу должностных лиц, отделов и служб в структуре управления, особенно при процедурах финансового оздоровления и внешнего управления (табл. 6).
При изменении условий производства и функционирования организации в классификатор и в структуру управления организации вносятся соответствующие изменения и дополнения.
Как показывает зарубежная практика применения классификаторов функциональных обязанностей в компаниях, их использование способствует уменьшению объема дублирования работ на 5–10%, ускорению составления документов на 10–20%, повышению качества принимаемых решений.
Таблица 6
Фрагмент матричного классификатора функциональных обязанностей служб аппарата управления организации
|  
 № п/п  |   
 Вид работы  |   
 Должностные лица и службы аппарата управления  |  |||||||||||
|  
 Ген. директор  |   
 Зам. ген. дир-ра по пр-ву  |   
 Зам. ген. дир-ра по экономике  |   
 Произ.-тех. отдел  |   
 ПЭО  |   
 Фин. отдел  |   
 Бухгалтеря  |   
 Отд. маркетинга  |   
 Отд. кадров  |   
 Договорный отдел  |   
 Диспетчерская служб  |   
 Рук-во и аппарат цехов  |  ||
|  
 1.  |   
 Планирование доходов и расходов  |   
 К  |   
 С  |   
 Р  |   
 о  |   
 у  |   
 П,И  |   
 о  |   
 У, И  |  ||||
|  
 2.  |   
 Анализ убытков и определение мер по их сокращению  |   
 К  |   
 С  |   
 Р  |   
 У  |   
 С  |   
 У  |   
 П  |   
 У, И, С  |  ||||
|  
 3.  |   
 Анализ дебиторской задолженности и разработка предложений по ее снижению  |   
 Р, К  |   
 С,   |   
 П, И  |   
 У  |   
 У, С  |   
 О  |  ||||||
|  
 4.  |   
 Подготовка исков по взысканию просроченной дебиторской задолженности  |   
 Р, К  |   
 С,   |   
 У  |   
 У  |   
 О, С  |   
 П, И  |  ||||||
|  
 5.  |   
 Анализ кредиторской задолженности и разработка предложений по ее реструктуризации  |   
 Р, К  |   
 С,   |   
 С  |   
 П, И  |   
 У  |   
 У,С  |   
 У  |  |||||
