Проблемы подготовки специалистов сферы туризма
Следующая проблема - недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава отраслевых вузов, примат теории над практикой, вызванной нехваткой у них собственного профессионального опыта работы именно в сфере турбизнеса. Это и является одной из основных причин низкого уровня подготовки кадров в туризме и гостиничной сфере.
Как считает В. Шалашов, некоторые из преподавателей имеют самое отдаленное, смутное представление о практической стороне будущей деятельности своих студентов, плохо разбираются в организационно-структурных и функционально-технологических основах тех самых туристских и гостиничных предприятий, для которых готовят специалистов.
Действительно, практика показывает, что многие из них слабо ориентируются и не всегда учитывают изменения в сфере туризма и в законодательстве, которое эту деятельность отражает. Поэтому как не велика необходимость ориентироваться в учебном процессе на некие непреходящие правовые ценности, важно в то же время следить за обновлением нормативно-правовых требований, за появлением совершенно новых законов, за конкретизацией последних в подзаконных актах.
Необходимо строго учесть, что на основе нового законодательства складываются и новые правоотношения в сфере туризма. Это обстоятельство особенно подчеркивается в связи с введением в действие Федерального закона от 5 февраля 2007 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 12-ФЗ.
В результате этой нерешенной проблемы выпускаются дипломированные, но профессионально непригодные специалисты.
Не менее остро стоит проблема привлечения молодых педагогических кадров в профильные вузы. Работники вузов единодушно свидетельствуют, что плохо работает система стимулирования работы профессорско-преподавательского состава, низкая зарплата. У них отсутствует заинтересованность в улучшении результатов обучения студентов.
Отсутствуют также тесные связи между отраслевыми вузами и руководителями туристских организаций и гостиниц. По мнению Н. Сизых, сегодня нет четкого понятия того, кто к кому должен идти с предложениями о сотрудничестве. У собственников российских туристских предприятий и гостиниц нет определенных и единых критериев отбора персонала, плохо работает система обучения новых сотрудников и повышения квалификации персонала. Цели и задачи, стоящие перед объектами туриндустрии, не доводятся до персонала, тем самым не развивается корпоративная культура.
"Основными демотивирующими факторами для работы молодых специалистов в сфере гостеприимства являются низкая зарплата, практически полное отсутствие стимулирования и конкретных перспектив в работе, неуверенность в будущем. Гостиничные предприятия должны это понимать и повышать интерес кадров к работе", - резюмирует Н. Сизых.
Каков выход из сложившегося положения? По нашему мнению, нам необходим инновационный подход в решении отмеченных проблем.
Известно, в мире обозначилась тенденция, связанная с переходом на другой тип обучения - "инновационный". Ему присущи, по мнению ученых (Н.В. Бордовская, Р.М. Грановская, А.А. Реан и др.), две характерные особенности. Первая - это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Отсюда столь важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне.